Национальное Агентство Прямых Инвестиций
Национальное Агентство Прямых Инвестиций

Новости
05.04.2011
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА - 10 ИНИЦИАТИВ НАПИ

«10 инициатив» Национального агентства прямых инвестиций

На 22-м заседании Комиссии по модернизации Президентом России Д.А. Медведевым были озвучены 10 инициатив, которые должны улучшить инвестиционный климат в России.

Иностранный бизнес, включая глобальные инвестиционные банки, положительно отзывается об этих инициативах, но связывает их, в том числе, с предстоящими выборами 2012 г.

В самом деле, с точки зрения «предвыборных тезисов» они выглядят безупречно. Но для того, чтобы оказать серьезное влияние на существующую ситуацию в сфере инвестиционной политики, их явно недостаточно, даже на самом первом этапе.

Поэтому мы предлагаем «10 инициатив НАПИ» - некий «экстракт» из более, чем десятилетнего опыта практической работы в сфере привлечения инвестиций.

1.     Мы предполагаем, что Россия способна сформировать и воплотить в жизнь про-активную инвестиционную политику, направленную на привлечение стратегических и финансовых инвесторов, создание полноценного финансового рынка в России и на повышение интереса к российским компаниям на международных площадках.

Говоря об отношениях с инвесторами на зарубежных финансовых рынках. Чтобы сделать выводы об условиях осуществления инвестиционной деятельности в России, достаточно изучить меморандумы и проспекты эмиссии российских эмитентов для таких инвесторов.  Компании «Русагро», «Газпром», «РЖД», «Сбербанк», «Транснефть» и даже Минфин России, предлагая в 2010 г. еврооблигации иностранным инвесторам, включают в эти документы информацию, которую в документах для российских инвесторов не указывают. Например, наименование конечных бенефициаров, исполнимость судебных решений и др. Это, как ничто другое, характеризует российский инвестиционный климат.

Инвестиционный климат, о котором ведется дискуссия – только часть инвестиционной политики. О таких, не менее важных составляющих инвестиционной политики, как маркетинг и коммуникации, как территориальное планирование, как привлечение финансовых ресурсов или упоминается «вскользь», или не говорится вообще. То есть с ними дело обстоит даже хуже, чем с инвестиционным климатом. Говорить об инвестиционной политике и подразумевать только инвестиционный климат - это все равно, что пытаться собрать из ста кусочков паззл, который состоит из тысячи.

ПРО-АКТИВНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

tezisi.jpg 

2.     Профессиональная команда и подготовка специалистов в инвестиционной сфере. Добиться результатов могут только люди, обладающие самыми современными навыками в сфере привлечения инвестиций. Хорошо подготовленные профессионалы должны входить и в органы государственной власти, которые формируют инвестиционную политику (чиновники), и в агентство, которое выполняет «ежедневную» работу по привлечению инвестиций («не чиновники»). И первые лица регионов тоже не должны «отставать» от команды. Для этого нужно активно внедрять образовательные программы «нового поколения» - в которых акцент будет на практическом применении знаний. Пока очень немногие учебные заведения, среди которых НИУ ВШЭ, внедряют программы по подготовке инвестиционных специалистов. Пример работы профессиональной команды -  результаты Ростовского агентства инвестиционного развития. Команда Агентства – 21 человек – добилась того, что контрактное задание на 2004-2009 гг. – $2,03 млрд, было выполнено на 168,3% (привлечено более $3,416 млрд). Контрактное задание на 2010 г. выполнено на 129% ($388,08 млн). Каждый потраченный на содержание Агентства 1 бюджетный рубль в итоге генерирует около 208-327 рублей дополнительных налогов в бюджет (при выходе стартовавших проектов на полную мощность). Бюджетная эффективность – не менее 1:208. При этом расходы на содержание Агентства – разовые, а налоговые отчисления генерируются в дальнейшем на протяжении длительного периода времени. Например, проект компании Lafarge рассчитан минимум на 100 лет, Coca-Cola HBC Eurasia – 50 лет, PepsiCo – 50 лет. 

3.     Инфраструктура привлечения инвестиций. Очень яркий пример. В России есть представительство агентства привлечения инвестиций в Страну Басков, в Никарагуа, в Федеральную Землю Бавария. А слышал ли кто-то о представительстве российских агентств привлечения инвестиций за рубежом? Или еще один пример. В системе органов власти, как у Российской Федерации, так и у регионов зачастую есть несколько ведомств, в полномочия которых входит формирование и реализация инвестиционной политики. Их полномочия дублируются, их решения друг другу противоречат. А в итоге – «воз и ныне там». Поэтому нужно, с одной стороны, создать отдельную от власти структуру – агентство привлечения инвестиций, а с другой – оптимизировать функции, которые должны остаться у государства. При этом чем меньше будет уполномоченных ведомств, чем меньше  согласований и справок, тем  лучше. В идеале, нужно использовать не отраслевой, а содержательный принцип - все полномочия, связанные с инвестиционной политикой, вне зависимости от их «отраслевой принадлежности» должны быть у одного органа власти как на федеральном, так и на региональном уровне.  При наличии целевого подхода к инвесторам и широкой сети представительств инвестиционных интересов России за рубежом для прямого взаимодействия  с компаниями «на их территории» Фонд прямых инвестиций, о котором говорил Д.А. Медведев, будет иметь важное значение. 

4.     Инвестиционный маркетинг. Для успешного продвижения среди инвесторов, необходимо сформировать базу данных  потенциальных инвесторов. Маркетинговая база данных («длинный список» инвесторов) – основа формирования целевой аудитории и прямого маркетинга, хранилище информации, позволяющей вести полноценный диалог с инвесторами. Цель маркетинговых мероприятий – выбрать целевых инвесторов. То есть составить «короткий список» компаний, на привлечении которых нужно сосредоточить усилия. Уже сейчас в этот «короткий список» можно включить около 500 компания с объемом продаж выше 1 млрд долларов. И это только «на первый взгляд», без проведения дополнительных исследований. Основной принцип инвестиционного маркетинга – движение в направлении «страна – отрасль - компания», включая понимание мотивации инвесторов (ресурсы, издержки, конкуренция).

5.     Улучшение имиджа и создание индивидуального бренда  России  и каждого региона. Результаты глобального социологического исследования Edelman Trust Barometer показали, что иностранные инвесторы считают, что в России не сформирован ни глобальный, ни региональный бренд, который четко ассоциируется с Россией в целом или с регионом. Это является препятствием для роста доверия инвесторов и, как следствие, для роста объема иностранных инвестиций. При работе над имиджем необходимо ориентироваться на конкретные целевые группы. Они состоят, во-первых, из людей, принимающих решения в  сфере инвестиций или влияющих на эти решения – decision makers - политики, журналисты, руководители государственных органов. Во-вторых, целевые группы включают в себя инвесторов, которые были включены в «короткий список» после проведения маркетинговых мероприятий. Такой подход приводит к максимальному результату при оптимальных усилиях.

6.     Инвестиционные коммуникации. Или система IR, целью которой является принятие инвесторами из «короткого списка» решения о начале работы в России или в регионе. Нельзя работать только с теми инвесторами, которые "пришли" сами. Такая "пассивная" позиция - вчерашний день. Конечно, поддерживать их  надо обязательно. Но нужно проводить активную работу по привлечению  целевых инвесторов - чтобы было кого поддерживать. Нужно выстраивать коммуникации с мировыми лидерами во всех отраслях экономики, с портфельными и стратегическими инвесторами; активно продвигать Россию и регионы России в мировом инвестиционном сообществе, в том числе через интернет и социальные сети.

7.     Возможности мировых финансовых рынков. В предыдущих пунктах речь, в основном, шла о работе со стратегическими инвесторами. Если говорить о финансовых инвесторах с горизонтом вложений в 2-3 года, то, в первую очередь, нужно обратить внимание на то, что есть у нас «под носом». В этом году планируется реализовать доли государства в крупных банках, в инфраструктурных компаниях. И мы опять можем наступить на старые "грабли". Самый яркий пример. Мультипликатор EV/EBITDA для ОАО Роснефть в 2010 г. составил 4,3х, в 2011 г. по прогнозам составит 5,7х. А у китайских компаний-аналогов он составляет в среднем 30,1х.  Мультипликатор P/E – 6,6х и 8,2х в 2010 и прогноз на 2011 г. соответственно для ОАО Роснефть, и в среднем 18,2х – для китайских компаний.  Если эти показатели сопоставить, то станет очевидно, насколько менее выгодной является приватизация «традиционным» для России способом. Необходимо  увеличить капитализацию государственных компаний перед их продажей. Один из вариантов повышения капитализации и снижения издержек – применение международных стандартов корпоративного управления и включение в органы управления такими компаниями профессионалов. Можно пойти  по пути создания региональных холдингов (по аналогии с китайскими Red Chips), в которые будут включены пакеты акций, находящихся в собственности регионов. Акции этих холдингов  можно разместить на бирже с двойным листингом – например, в Гонконге и в России. Такое размещение – не только эффективное использование государственной собственности, но и успешный PR ход. И, как некий «бонус» - повышение интереса к нашей фондовой площадке и возможность развивать потенциальные финансовые центры без малоэффективного «протекционизма» со стороны государства.

8.     Система территориального планирования, ориентированная на размещение новых инвесторов в регионе. Нужно выстроить систему территориального планирования таким образом, чтобы создавались а) предпосылки для вовлечения максимально возможного количества новых инвесторов; б) максимально комфортные условия и для  новых, и для работающих в регионе инвесторов. Документы территориального планирования должны соответствовать направлениям инвестиционной политики. Территориальные планы должны составляться таким образом, чтобы было возможно за счет частного капитала, заинтересованного в развитии освобождаемых территорий, вынести за пределы крупных городов и их окрестностей объекты, например, пенитенциарной системы или объекты, требующие больших санитарных зон.

9.      Побудительные механизмы для инвесторов.  Система мер в самых разных областях, включая, но далеко не ограничиваясь фискальными и административными мерами (например, софинансирование проектов государством, включая подготовительную стадию, проведение образовательных программ за счет регионов, снижение налогов, содействие и упрощение процедуры перевода земли из одной категории в другую и многое другое). По большому счету, основной объем существующих предложений по улучшению инвестиционного климата, относятся к этой категории. Но улучшение одной составляющей инвестиционной политики при игнорировании остальных не приведет к нужному результату.

10.    Детальная программа привлечения инвестиций и ее имплементация. Мировой опыт показывает, что до реализации принятых стратегий дело доходит только в 10% случаев. Итоги изучения практики стратегического планирования в России показали, что стратегия и результат у нас «живут»  в разных плоскостях. Поэтому программа привлечения инвестиций и план ее реализации должны включать мероприятия, ответственных лиц, сроки и  должны быть «привязаны» к результату.



НАПИ. Национальное Агентство Прямых Инвестиций

Телефон: +7(499) 968-3825
Электронная почта: napi@napi.ru



Русский язык

English language



ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО НАПИ В КИТАЕПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО НАПИ В КИТАЕ
КОМИТЕТ РСПП ПО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ И ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМУ ПАРТНЕРСТВУ










О НАПИ



История


Проекты



УСЛУГИ



Стратегический консалтинг


Инвестиционный консалтинг


Инвестиционные коммуникации


Научно-исследовательская деятельность



КОМИТЕТ РСПП ПО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ, ИНСТИТУТАМ РАЗВИТИЯ И ЭКСПОРТНОЙ ПОДДЕРЖКЕ



КОНТАКТЫ


Разработка сайта и дизайн
«ИнфоДизайн» © 2004-2008



Rambler's Top100Rambler's Top100